на главную Написать письмо карта сайта

 

Рус / Eng

 
 

Новости

Семинары и конференции

Защиты диссертаций

 
 
      

Новости (архив за 2012 год)

 

13.02.2012

 

13 февраля в НИЦ "Курчатовский институт" прошли мероприятия, посвященные 109-й годовщине со дня рождения академика Анатолия Петровича Александрова, выдающегося ученого, создателя российского атомного флота

 

Утром возле главного здания Центра, на котором находится мемориальная доска в честь А.П. Александрова, состоялся торжественный митинг, посвященный памятной дате. С приветственным словом выступил президент НИЦ "Курчатовский институт" академик Е.П. Велихов, он поздравил сотрудников со 109-й годовщиной со дня рождения А.П. Александрова.

 

Во второй половине дня прошли традиционные Александровские чтения. В научную программу мероприятия вошли доклады, посвященные актуальным проблемам освоения Арктики. Е.П. Велихов, открывая чтения, напомнил о  роли А.П. Александрова в создании надводного и подводного флотов страны. "Связь Анатолия Петровича с Арктикой была тесной на протяжении всей жизни ученого. Создание первого атомного ледокола под его научным руководством впервые открыло новые возможности в освоении Арктики", - подчеркнул он.

 

Вице-президент РАН Н.П. Лаверов в своем докладе "Проблема освоения Арктики" рассказал о состоянии ее геолого-геодезической изученности, связанной с поиском и разведкой месторождений нефти и газа, а также представил данные о соотношении реальных разведанных запасов углеводородов с запасами потенциальными. По словам Лаверова, в российской части арктического шельфа в настоящее время разведаны запасы нефти в объеме 415 миллионов тонн (это 41% от общего объема запасов на Арктическом шельфе). Разведанные запасы газа на российском шельфе составляют 4,7 триллиона кубометров (49,8% от общих запасов газа на шельфе). Всего на Арктику приходится 58% мировых запасов углеводородов на шельфе.

 

Ранее утверждалось, что добыча углеводородов, осуществляемая на континентальных месторождениях, экономически выгоднее и дешевле, чем  на шельфовых. Как отметил Лаверов, по расчетам ученых, сегодня добыча нефти и газа на российской части Арктического шельфа конкурентоспособна с добычей на континенте. Этому способствует, в частности, освоение инновационных методов добычи углеводородов.

 

"Сегодня идет настоящая борьба за арктическое влияние. Если мы раскроем нефтегазоносность арктического бассейна, это будет великое открытие XXI века, сравнимое с открытием и освоением месторождений Западной Сибири в XX веке", - подчеркнул Лаверов.

 

О строительстве и установке морской ледостойкой платформы на нефтяном месторождении "Приразломное" в Баренцевом море рассказал В.В. Бородин, заместитель генерального директора ПО "Северное машиностроительное предприятие". В.В. Бородин подчеркнул, что это первый отечественный проект по добыче углеводородов на арктическом шельфе. Отцом ледостойкой платформы "Приразломная" по праву может считаться академик Е.П. Велихов. Именно по его инициативе еще в 1990-е годы началась кампания по освоению российского арктического шельфа на базе технологий атомного подводного кораблестроения. В августе 2011 года первая в России морская ледостойкая стационарная платформа была доставлена на нефтяное месторождение "Приразломное" в Баренцевом море.  В.В. Бородин назвал главные особенности разработки. "Приразломная" является первой в мире платформой, способной работать в условиях низких температур – до минус 43 оС, сплошных ледовых полей и торосов толщиной до 2,9 м, скорости дрейфа ледовых полей до 1,5 м/с, - сообщил он. - Это позволит круглый год вести бурение и эксплуатацию до 40 скважин, добычу, хранение, осуществлять отгрузку нефти на танкеры, вырабатывать тепловую и электрическую энергию". Бородин также отметил, что в ходе работы над проектом была создана высококачественная российская хладостойкая сталь, освоены в крупных промышленных масштабах технологии ее сварки, разработана технология сборки на плаву конструкций практически любых габаритов с использованием подводной сварки.

 

Помимо решения вопросов добычи нефти важно думать и о проблемах ее транспортировки. О решении этих проблем рассказал В.В. Рукша, генеральный директор ФГУП "Атомфлот" - его доклад был посвящен новому этапу развития Северного морского пути. По словам В.В. Рукши, освоение северного морского коридора с помощью мощных судов позволит России осуществить экономически выгодный выход на рынки Европы и Азии.

 

Выступление А.Ю. Гагаринского (НИЦ "Курчатовский институт") было посвящено развитию ядерной энергетики в 2011 году. Он напомнил, что прошедший год был не совсем удачным для атомной энергетики мира из-за аварии на японской АЭС "Фукусима-1". Однако, как подчеркнул ученый, это событие не повлияло на политику в ряде стран, в том числе в России, которые активно наращивают ядерные мощности. Также Гагаринский отметил, что в прошлом году в НИЦ "Курчатовский институт" разработана и издана Стратегия развития ядерной энергетики России до 2050 года, в которой учитываются основные позиции одобренной Правительством РФ "Энергетической стратегии России до 2030 года".

 

Пресс-служба НИЦ "Курчатовский институт"

 

 

 

 

 

 

Все новости за 2012 год