Новости (архив за 2013 год)

30.04.2013

30 апреля в Гатчине Президент Российской Федерации В.В. Путин посетил Петербургский институт ядерной физики имени Б.П. Константинова НИЦ "Курчатовский институт"

Он ознакомился с проектом создания на базе реакторного комплекса ПИК (пучкового исследовательского комплекса) Международного центра нейтронных исследований. Научно-исследовательский реакторный комплекс ПИК является одним из самых мощных в мире высокопоточных исследовательских реакторов и предназначен для проведения исследований в области физики элементарных частиц и высоких энергий, ядерной физики, физики конденсированных сред, молекулярной и радиационной биофизики.

Глава государства также провел заседание Совета при Президенте по науке и образованию. В ходе заседания обсуждались перспективы развития современной инфраструктуры научных исследований в стране, меры по совершенствованию оценки научных организаций и результатов их работы и др.

СМИ о визите:

"Заседание Совета по науке и образованию". Официальный сайт Президента РФ

Обсуждались вопросы развития инфраструктуры научных исследований, в частности, поддержка научных центров коллективного пользования, совершенствования оценки результатов работы научных организаций.

Заседание прошло в Петербургском институте ядерной физики имени Б.П. Константинова. Образованный в 1956 году, сегодня институт является одним из четырёх ядерно-физических центров, входящих в состав национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Здесь проводятся фундаментальные исследования в области физики элементарных частиц и высоких энергий, ядерной физики, молекулярной и радиационной биофизики. Кроме того, ведутся прикладные исследования в области приборостроения, медицины и экологии. В институте работают около двух тысяч человек.

По окончании заседания Президент ознакомился с работой института. Директор НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук рассказал главе государства о работе нейтронного реакторного комплекса. Владимир Путин также общался со студентами-физиками из СПбГУ.

Стенографический отчёт о заседании Совета по науке и образованию

Информационное агентство "РИА Новости":

18:55: Путин в Петербургском институте ядерной физики осмотрел макет реактора

Глава Курчатовского института Михаил Ковальчук рассказал президент о надежности атомных технологий, представив в качестве их примера АЭС "Фукусима", которую подвело только отключение электричества.

ГАТЧИНА (Ленинградская область), 30 апр — РИА Новости. Президент России Владимир Путин после заседания совета по науке и образованию ознакомился с работой Петербургского института ядерной физики имени Константинова, входящего в состав национального исследовательского центра "Курчатовский институт", и обсудил с немецкими учеными решение ряда стран закрыть атомные электростанции после аварии в Японии.

Глава Курчатовского института Михаил Ковальчук подробно рассказал президенту о работе реактора на нейтронах и показал макет реактора в разрезе. При этом он назвал АЭС "Фукусима" в Японии "гимном надежности атомной энергетики, которая устояла во время цунами и землетрясений и только, когда отключилось электричество, она перестала работать".

По его мнению, подобная проблема с электричеством в России была бы решена. "У нас бы дядя Вася слесарь эти две штуки скрутил, и через пять минут никто бы не знал, что это произошло. Они устроили вселенское диво и остановили 50 реакторов", — сказал Ковальчук. Тема атомных реакторов была затронута и при общении Путина с двумя немецкими учеными с мировым именем Хельмутом Дошем (профессор Гамбургского университета, изучает свойства материалов с помощью синхротронного и нейтронного излучения) и Себастьяном Шмидтом.

Президент поинтересовался, как они намерены проводить исследования, если в Германии собираются закрыть атомные реакторы. Дош ответил, что решение закрыть АЭС было спонтанным и не имеет научной базы. Путин в свою очередь подчеркнул, что эти события были спровоцированы событиями на "Фукусиме". "Решение по сути необратимо", — сказал Дош. Президент России с улыбкой ответил, что надо этим ученым "предоставить политическое убежище".

Мероприятие проходило в стенах института, который является одним из четырех ядерно-физических центров, входящих в состав Курчатовского института. Президент во время заседания отметил, что Петербургский институт ядерной физики может рассматриваться как один из вариантов, где может быть создана установка "мега-сайенс".

Этот институт состоит из пяти научных отделений (теоретической физики, нейтронных исследований, физики высоких энергий, молекулярной и радиационной биофизики, перспективных разработок). В институте работают 1,8 тысяч человек, из них 500 научных сотрудников, 80 докторов и 300 кандидатов наук. Институт был образован в 1956 году как филиал физико-технического института имени Иоффе, через 15 лет он был преобразован в самостоятельный институт, а в 1992 году переименован в Петербургский институт ядерной физики. В 2011 году он вошел в состав Курчатовского института. Наиболее крупными проектами института стали физический пуск и ввод в эксплуатацию реактора ВВР-М и пуск реактора пучкового исследовательского комплекса. Проект создания на базе реакторного комплекса ПИК Международного центра нейтронных исследований — один из крупнейших в мире и крупнейший в России проект класса "мега-сайенс" с международным участием.

17:15 МЭР увеличит средства на строительство реактора в в ПИЯФе

Андрей Белоусов отметил, что на строительство реактора в рамках ФЦП выделено 4,7 миллиарда рублей, в то время как финансирование второй части этого комплекса обеспечено лишь на 20%

ГАТЧИНА (Ленинградская область) — 30 апр, РИА Новости. Минэкономразвития РФ намерено увеличить финансирование строительства реакторного комплекса в Петербургском институте ядерной физики, чтобы к 2018-2019 годам ввести в эксплуатацию и сам реактор, и лабораторно-исследовательский комплекс, сообщил в ходе президентского совета по науке и образованию глава министерства Андрей Белоусов.

По его словам, в рамках данного инвестиционного проекта ведется строительство инженерно-технических систем, обслуживающих этот реактор, а также есть вторая часть проекта — лабораторно-исследовательский комплекс. "Без которого сам реактор не очень-то нужен", — заметил Белоусов.

Он отметил, что на строительство реактора в рамках ФЦП выделено 4,7 миллиарда рублей, в то время как финансирование второй части этого комплекса обеспечено лишь на 20%. "На нее выделено 1,276 миллиарда рублей, а нужно около 5 миллиардов, — сказал он. — Мы можем оказаться к 2018-2019 годам в ситуации, когда построим сам реактор, но он будет использоваться только на 20%".

Он также добавил, что министерство готовит предложения правительству РФ по этому вопросу для того, чтобы синхронизировать строительство и реактора, и комплекса.

16:00 Путин: установку mega-science можно разместить в ПИЯФе

ГАТЧИНА (Ленинградская область), 30 апр — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин предлагает в качестве одного из вариантов площадки, где может быть создана установка mega-science, Петербургский институт ядерной физики.

Термин "меганаука" (mega-science) определяет проекты создания исследовательских установок, финансирование создания и эксплуатации которых выходит за рамки возможностей отдельных государств. Такие проекты принято считать показателем уровня научно-технологического развития государства, на территории которого они расположены.

"В 2011 году правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям поручила проработать вопрос о создании установки такого класса и у нас в России. Прошу сегодня доложить о результатах проделанной работы. Эта площадка тоже один из вариантов", — сказал Путин на заседании Совета по науке и образованию. Заседание совета проходит в Петербургском институте ядерной физики.

Глава государства отметил, что вершиной научной инфраструктуры являются международные исследовательские комплексы, так называемые установки mega-science.

"Именно такие установки позволяют добиваться качественных прорывов в фундаментальных исследованиях и, значит, добиваться научного приоритета, лидерства по научным отраслям знания, привлекать лучшие научные силы и в своей стране, и в мире в целом", — заявил Путин.

Он подчеркнул, что Россия участвует в целом ряде таких проектов. Речь идет об ускорителе в ЦЕРНе в Швейцарии, экспериментальном термоядерном реакторе ИТЕР во Франции, лазере на свободных электронах в Германии и других проектах.

Все сообщения РИА "Новости" по теме

"Путин в Гатчине: Необходимо усилить господдержку научных центров коллективного пользования", Интернет-газета "Фонтанка"

На заседании Совета по науке и образованию при президенте РФ, которое проходит в эти минуты в Гатчине, Владимир Путин определил три направления, которые он предложил обсудить собравшимся. Речь, отметил он, идёт о принципиальных для развития отечественной науки вопросах, как то: укрепление инфраструктуры научных исследований, меры по совершенствованию оценки научных организаций и результатов их работы, оплата труда в научной сфере и система грантов.

"Об этих важнейших вещах в последнее время мы говорим постоянно, - добавил президент. – Немногое, но кое-что делается, и такую работу мы, безусловно, будет продолжать. Хотя, разумеется, только этого недостаточно".

Президент озвучил результаты, которых уже удалось достичь.

"Стоимость основных средств российских научных организаций выросла за 10 лет примерно в три с половиной раза, - констатировал Путин. – Техническая вооружённость наших исследователей увеличилась почти вдвое. Сегодня свыше половины научного оборудования в стране имеет возраст до 5 лет, а более 80 процентов оборудования – до 10 лет. Это достаточно достойный показатель".

Чтобы достичь ещё больших результатов и консолидировать результаты, продолжил он, было принято решение о создании в России научных центров коллективного пользования.

"Такая практика применяется во многих странах мира", - заметил Путин.

Создание ЦКП в России идёт с 2005 года, в 2012-м их работало уже 253, из них 158 – в ведении правительства. В них сконцентрировано научное оборудование на сумму 33,2 миллиарда рублей, занято 8680 человек. Передовые лаборатории расположены во всех федеральных округах.

Президент заявил, что считает важным укрепить государственную поддержку ЦКП.

"Не только на проведение широкого блока исследований, но и сосредоточить её на конкретных научных приоритетах, которые будут установлены при самом непосредственном участии научного сообщества", - заявил Путин и предложил вопрос о приоритетах тоже вынести на обсуждение на совете.

Правительству, продолжил президент, необходимо определить источники и форму финансирования ЦКП с расчётом на регулярное обновление оборудования.

При этом, добавил Путин, нельзя лишать ЦКП возможности зарабатывать на заказах от третьих организаций, однако эта работа должна быть абсолютно прозрачной.

Добавим, в сегодняшнем заседании в Гатчине участвуют: Андрей Фурсенко - помощник президента РФ (заместитель председателя совета), Юрий Осипов – президент РАН, Евгений Примаков – вице-президент РАН, Михаил Ковальчук – директор НИЦ "Курчатовский институт", Николай Кропачев – ректор СПбГУ и другие члены совета, руководители научных институтов, приглашены министры и губернаторы Петербурга и Ленинградской области.

Отметим, центры коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП) функционируют в России уже более 10 лет. Их географическая и ведомственная диверсификация позволяет обеспечивать доступ к современному научно-исследовательскому оборудованию ученым различных областей знаний из всех регионов страны. Центры коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП) функционируют в России уже более 10 лет. Их географическая и ведомственная диверсификация позволяет обеспечивать доступ к современному научно-исследовательскому оборудованию ученым различных областей знаний из всех регионов страны.

"Первый канал", сюжет программы "Время"